Каталог статей
Главная » Статьи » Модельный ряд |
Москвич-408
Москвич-408 — советский легковой автомобиль малого класса. Выпускался в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК с сентября 1964 по декабрь 1975 года. С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно. Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего завод стал выпускать «Москвич-412». До 1969 года «Москвичи» −408 и −412 сохраняли кузов образца 1964 года — с круглыми фарами и вертикальными задними фонарями. С 1967 года он претерпел некоторые конструктивные изменения, так как на часть автомобилей стали устанавливать двигатель модели −412. В 1969 году и на М-408, и на М-412 появился кузов нового образца, с шестиугольными фарами производства ГДР и задними фонарями прямоугольной формы с треугольными поворотниками, после чего в обозначения обеих моделей были добавлены литеры «ИЭ», обозначающие соответствие европейским нормам пассивной безопасности и возможность экспортирования. «Москвич-408» — родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич». По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля, при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо увеличился объём салона, возросла вместительность и комфортабельность, существенно улучшились ходовые качества — динамика разгона и торможения, устойчивость, управляемость и другие технико-эксплуатационные параметры. Кузов — «четырёхдверный седан». Существовали версия с кузовом «пятидверный универсал», выпускавшаяся под обозначением «Москвич-426», фургон на её базе — «Москвич-433», а также многочисленные модификации. «408-й» отличался стильным и современным для середины шестидесятых годов дизайном, комплектация была достаточно богатой для его времени и класса. Однако, автомобиль имел устаревший и довольно слабый нижневальный двигатель, унаследованный от предыдущих моделей «Москвичей». До конца шестидесятых годов он пользовался хорошим спросом за границей, и более половины выпуска было экспортировано, в том числе — в развитые капиталистические страны, в частности, в 1965 году — около 45 % выпуска, в 1967 — около 51 %, в 1969 — около 64 % (последнее — с учетом модели −412). В Скандинавии этот автомобиль продавался как Moskvich Carat[1], во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Бельгии и ряде других европейских стран — как Scaldia 408 или Scaldia 1360, в Англии (выпускалась специальная праворульная версия) — как Moskvich 408, в Германии — как Moskwitsch, в Финляндии — как Moskvitsh Elite. История создания Разработка автомобиля началась в 1959 году и велась в течение ряда лет. Особое внимание уделялось дизайну. Существовало не менее трех вариантов внешнего вида, воплощенных в пластилиновых макетах, и множество различных эскизных набросков, подчас весьма экзотического вида (пример). На раннем этапе при проектированни внешнего вида автомобиля использовалась любопытная техника: пластилиновый макет строился непосредственно на кузове «живого» Москвича-407. Одновременно с базовым седаном велась разработка вариантов с кузовами «универсал», «фургон», «купе» и «кабриолет». В начале шестидесятых появились предсерийные прототипы, внешне в целом повторяющие позднейшие серийные автомобили. В агрегатной части особых инноваций не наблюдалось. Многие узлы «Москвич-408» унаследовал от уже выпускавшихся моделей −407 и особенно −403: двигатель (за вычетом ряда отличий), четырёхступенчатую коробку передач с рычагом управления на рулевой колонке, многие детали подвесок, и так далее. Эти узлы были разработаны недавно, постоянно совершенствовались — в частности, модель −403 была только что освоена в производстве, и поэтому вполне соответствовали тогдашнему уровню техники. Постановка в производство Первые серийные экземпляры Москвича-408 сошли с конвейера в сентябре 1964 года. В 1966 году с конвейера уже сошёл стотысячный Москвич-408 (он был экспортной модификации −408Э с улучшенным внешним оформлением и более мощным двигателем). Модернизации За время своего выпуска автомобиль не раз был существенно модернизирован. Наиболее важными были модернизации: * Рестайлинг 6 декабря 1969 года — тогда автомобиль стали собирать в новом кузове, унифицированном с кузовом модели −412, имевшем другое оформление передка (прямоугольные фары и подфарники, и т. д.) и задка (прямоугольные задние фонари с треугольными указателями поворота, и т. д.); до этого М-408 и Москвич-412 выпускались в старом, «408-м» кузове, но для модели Москвич-412 он был видоизменен для установки нового 1,5-литрового 75-сильного двигателя; Новый кузов соответствовал тогдашним европейским нормам пассивной безопасности, и поэтому теоретическим любой М-408 или −412 в этом кузове мог экспортироваться, что отражало обозначение модернизированных автомобилей, в которое добавились буквы ИЭ (расшифровку см. ниже). * Модернизация мая (или июля) 1973 года, когда автомобиль получил новый механизм выбора передач с напольным рычагом и короткой подпольной кулисой. Остальные модернизации не оказали столь существенного влияния на внешний вид и потребительские свойства автомобиля. Полный список доступен здесь. Модификации Базовой модели * Москвич-408 — базовый седан (с 1964). * Москвич-408Б — с ручным управлением. * Москвич-408И — специальный экспортный, соответствующий европейским нормам безопасности. * Москвич-408ИЭ — так обозначали все поздние М-408 в кузове 412 (они изначально соответствовали европейским нормам и теоретически могли продаваться в Европе, что и обозначали буквы ИЭ). * Москвич-408К — машинокомплект на экспорт. * Москвич-408М — седан медслужбы. * Москвич-408П — правый руль, рычаг КПП только напольный. * Москвич-408Т — такси. * Москвич-408У — учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы. * Москвич-408Э — экспортный, не обязательно с четырёхфарной облицовкой радиатора. * Москвич-408Ю- в тропическом исполнении. На базе 408 с другими кузовами * Москвич-426 — базовый универсал (с 1967). * Москвич-426М — универсал медслужбы. * Москвич-426Т — универсал-такси. * Москвич-426Э — экспортный универсал. * Москвич-426К — универсал-машинокомплект. * Москвич-426Ю — универсал в южном исполнении. * Москвич-426И — аналогично 408И. * Москвич-426ИЭ — аналогично 408ИЭ. * Москвич-426П — праворульный универсал, выпущено немного. * Москвич-433 — фургон (с 1966). Автомобиль Москвич-433 имел цельные задние крылья и красивые гофрированные панели на месте окон. Первые варианты Москвича-433 имели глухую перегородку с маленьким круглым окошком между кабиной и грузовым отсеком. Позже верхнюю половину перегородки убрали, получился бортик высотой со спинку сидений. Теперь стало можно подобраться к поклаже и со стороны кабины. Багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась наверх, нижняя откидывалась вниз. Верхняя панель могла иметь стекло от универсала, или же вместо него ставилась гофрированная стальная панель. Опытные и несерийные модификации * Москвич-408 Турист — 2-дверное купе-кабриолет с форсированным мотором (2 экземпляра) * Пикап — переделывались на заводе кустарными методами для внутренних нужд. В 1964 году в опытном порядке были созданы два образца «Москвич-408-Турист», напоминающие популярные в те годы в Европе недорогие спортивные автомобили на базе серийных малолитражек. Это был двухдверный хардтоп-кабриолет со съёмным палстиковым верхом, форсированным двигателем с системой электронного впрыска топлива разработки ЦНИИТА, остеклением передних дверей без рамок и вместимостью 2+2; один из образцов имел алюминиевый кузов. В серию эта машина не пошла. Главной причиной стала полная загруженность конвейера выпуском базовой модели. Ранее по той же причине были сняты с производства полноприводные версии «Москвичей» М-410 и М-411. Опытные экземпляры не сохранились. Не были серийными и пикапы, которые переделывались из серийных машин для внутризаводских нужд (ходят слухи, что участь пикапов настигала машины с браковаными кузовами и их использовали не только на территории АЗЛК, но и продавали). Ижевские «Москвичи» С 12 декабря 1966 года, в Ижевске автомобиль «Москвич-408» выпускался под маркой «Иж» (но сама модель сохранила название «Москвич»). Единственным отличием была эмблема на решётке радиатора. В Ижевске эту модель делали всего около года, и уже в 1967, выпустив примерно 4000 экземпляров, перешли на более совершенный «Москвич-412». В дальнейшем, ижевские «Москвичи» развивались и модернизировались в целом независимо от московских. Описание конструкции «Москвич-408» выпускался в вариантах с кузовами «четырёхдверный седан», «пятидверный универсал» и «трёхдверный фургон». Купе и кабриолет на его базе разрабатывались, но не выпускались. Не выпускался автомобиль и в кузове «двухдверный седан», в то время основном для европейских автомобилей этого класса. «Москвич-408» стал родоначальником третьего послевоенного поколения автомобилей «Москвич». Интерьер Интерьер был типичным для европейских автомобилей первой половины шестидесятых годов. Прямоугольная крыша и малый наклон стёкол позволили существенно увеличить полезный объём, однако, ширина по прежнему была невелика. Но в целом для габаритов автомобиля салон был достаточно просторен, этот эффект дополнительно визуально усиливался удачным подбором цветов обивки и большой площадью остекления. Последнему автомобиль был обязан и отличной обзорностью. В отличие от многих европейских моделей (скажем, того же Fiat 124, то есть и ВАЗ-2101), у «Москвича» ниши передних колёс не врезались в салон благордаря выносу их оси вперёд, что повышало комфортабельность и позволило удобнее разместить педальный узел, сместив педали сцепления и тормоза влево. Место на заднем диване было несколько ограничено из-за выдающихся в салон арок задних колёс, но это было характерно для абсолютного большинства малолитражек того времени. Основными отделочными материалами были крашенный в цвет кузова металл и кожзаменитель (одного или двух цветов). Цветовые решения интерьера были достаточно разнообразны. Пластиковые детали были изначально немногочисленны. В феврале 1969 года автомобиль получил с целью повышения безопасности мягкие пластиковые накладки на панель приборов и стойки кузова, а с 1971 года панель приборов получила цельную мягкую накладку из пластика. До января 1968 года автомобиль имел переднее сидение диванного типа, позднее — раздельные сидения для водителя и пассажира. Посадка по стандартам тех лет была достаточно удобной и высокой — значительно выше, чем в позднейших моделях «ВАЗ», но всё же ниже, чем в ГАЗ-21 или предыдущих моделях «Москвича». Комфортабельность, оборудование и отделка интерьера вполне соответствовали стандартам тех лет для недорогого семейного автомобиля. Кожзамовая отделка была практична, нарядна, долговечна и легко мылась, хотя и была менее комфортной в сравнении с тканевой отделкой предыдущих моделей Москвичей. В качестве недостатков (с позиции шестидесятых годов) можно назвать относительно небольшую ширину салона и отсутствие версий с отделкой более высокого класса — велюром или кожей (которые имелись у многих европейских одноклассников), кроме того, качество пластика мягких накладок у тех версий, которые их имели, было достаточно низким. Экстерьер Как уже было упомянуто, дизайну автомобиля при его разработке было уделено весьма большое внимание. В отличие от своего предшественника, «Москвича-403», автомобиль получил современной формы кузов относительно небольшой высоты (1480 мм), с прямоугольными обводами, плоской панелью крыши, полупанорамными стёклами и небольшими острыми плавничками на задних крыльях. Стилевое решение Москвича-408 было вполне самобытным и характерным. Его с полным правом можно считать довольно типичным представителем позднего европейского плавникового стиля. Тема острых декоративных плавников, оканчивавшихся вертикальными фонарями, была мейнстримом европейского автодизайна первой половины 1960-х, и использовалась весьма широко производителями почти всех стран, — схожее оформление задка имели многие европейские модели того времени, например, BMW 700 (ФРГ, 1959—1965), Ford Zephyr Mk. III (Великобритания, 1962—1966), Fiat 1800/2100 (Италия, 1959—1968), Renault Caravelle (Франция, 1958—1968) и Peugeot 404 (Франция, 1960—1975). Кузовные панели имели достаточно сложные криволинейные формы. Они были отштампованы из относительно толстого металла, что способствовало повышению жесткости кузова и его корозионной устойчивости (но увеличивало массу автомобиля). Москвич-408 окрашивался в самые разнообразные цвета, включая двухцветные комбинации. Первый серийный образец был, судя по всему, чёрного цвета с бежевым интерьером. Впоследствии выпуск двухцветных Москвичей был прекращен, так как прошла мода на такую окраску. Так же в два цвета Москвичи красили иностранные дилеры, например Scaldia-Volga S.A. (Бельгия) или Konela (Финляндия). Среди характерных особенностей кузова Москвича-408 можно отметить следующие: * Высокая жесткость кузова, вызванная необходимостью обеспечить долговечность в условиях эксплуатации на плохих дорогах; * Легкосъемные крылья для облегчения кузовного ремонта; * Заливная горловина бензобака располагалась посередине задней панели, обеспечивая удобную заправку автомобиля с любой стороны; * Достаточно большая габаритная высота, обусловленная как увеличенным по сравнению с зарубежными аналогами дорожным просветом, так и не вполне рациональной компоновкой пассажирского отделения (в сравнении с автомобилями ВАЗ); * Лобовое стекло имело очень большой изгиб и было поставлено почти вертикально; это улучшало обзорность и увеличивало пространство салона, но снижало эффективность стеклоочистителя; * Заднее стекло было панорамным; обзор из автомобиля назад был превосходен, а края плавников облегчали маневрирование задним ходом; * Стекла дверей были плоскими, а сами двери — весьма тонкими. Багажное отделение было не слишком велико (372 литра) и имело большую погрузочную высоту, что снижало удобство пользования им. Запасное колесо располагалось на его дне плашмя справа, уменьшая полезное пространство багажника ещё больше. (На переходной модели запасное колесо располагалось справа наклонно, упираясь нижней частью в небольшой углубление в днище багажника справа от бензобака). Экспортные версии Москвича-408 имели большое количество хромированных и полированных деталей отделки, часто (но не всегда) — четырёхфарную систему головного освещения. Варианты решеток радиатора Силовой агрегат Двигатель «Москвича-408» практически не отличался от моторов моделей «-403» и «-407». Блок цилиндров по конструкции восходил ещё к самым первым послевоенным моделям «Москвичей» (и, следовательно, к Opel Kadett модели (1938 года), но начиная с модели «-407» он был расточен до 1358 см³ и получил совершенно новую алюминиевую головку с перенесёнными наверх клапанами, что позволило улучшить наполнение цилиндров и довести мощность до 45 л.с. На «Москвиче-408» использовалась ещё более форсированная версия всё того же агрегата (50…55 л.с. при 4750 об./мин). Главным отличием от «403-го» был примененный на М-408 двухкамерный карбюратор К-126 (в те годы — нечасто встречающееся в этом классе конструктивное решение). Мощность двигателя, по тем временам, была достаточной, но только для комплектации начального уровня. Поэтому впоследствии была разработана модификация Москвич-412 (1967 год), имевшая совершенно новый алюминиевый верхневальный двигатель мощностью 75 л.с. Двигатель −408 характеризовался стабильно хорошими тяговыми характеристиками (максимальный крутящий момент составлял 91,2 Н*м и достигался в широком диапазоне от 2750 до 3200 об./мин). На самих автомобилях Opel подобная верхнеклапанная переделка двигателя довоенного Kadett-а использовалась до семидесятых годов. Коробка передач была, по сравнению с двигателем, новейшей разработки (1957 г.), относительно модели −407/403 был лишь изменён привод включения передач. До мая (или июня) 1972 года управление коробкой передач осуществлялось при помощи рычага на рулевой колонке, позднее — напольного рычага. Коробка передач была четырёхступенчатой, с синхронизаторами на II, III и IV передачах. Передаточные числа трансмиссии даны в таблице ниже. Шасси Автомобиль имел несущий, цельнометаллический кузов с лонжеронными подрамниками в оконечностях. Передняя подвеска — независимая, бесшкворневая, параллелограмного типа, на двух поперечных рычагах. До мая 1969 года верхние рычаги подвески качались на резьбовых втулках, позднее — на не требующих смазки резинометаллических шарнирах (сайлент-блоках). Подвеска характеризуется высокой прочностью и живучестью. Задняя подвеска — зависимая, была выполнена на рессорах. Тормоза — барабанные на все колеса, с гидравлическим приводом и — редкость для 1960-х годов — автоматической регулировкой зазора (на ВАЗ-2101 и его итальянском прототипе авторегулировка отсутствовала). Усилитель тормозов, как и на большинстве легковых автомобилей того времени, отсутствовал, а система тормозов была (до модернизации) одноконтурной. Стояночный тормоз — с тросовым приводом. До мая 1973 года рычаг стояночного тормоза располагался под панелью приборов справа от рулевой колонки, позднее — напольно, между передними сидениями. Колеса — размерности 13", со штампованными стальными дисками и диагональными покрышками (камерными или бескамерными). Сравнение с иностранными аналогами В таблице приведено сравнение «Москвича-408» с популярными автомобилями на рынке Западной Европы середины шестидесятых годов — Volkswagen 1200 («Жук»), Opel Kadett A и Ford Taunus P4 12m (с фотографиями и сравнительным тестом немецких моделей можно ознакомиться по ссылке (нем.)). Использование Помимо продажи населению, седан Москвич-408 использовался милицией и ГАИ. Делались попытки использования автомобиля (как седана, так и универсала) в такси, но из-за недостаточной долговечности и тесного салона по сравнению с автомобилями «Волга» успеха они не имели. Универсалы и фургоны широко использовались торговыми организациями в качестве развозных автомобилей и, в отличие от универсалов на базе «Волги», были товаром народного потребления, то есть — продавались населению, хотя и в не очень больших количествах. М-408 за рубежом Москвич-408 широко экспортировался во многие страны мира. Международный дебют состоялся в октябре 1964 года на Лондонском автосалоне в Earls Court Arena, а уже на следующий год начался экспорт серийных автомобилей. В таблице ниже даны цифры производства автомобилей «Москвич» с 1964 по 1969 годы (наиболее успешный период), с учетом выпускавшихся до 1965 М-403 и после 1967 М-412. Москвич-408 был долгие годы самым экспортируемым советским автомобилем, до конца 1960-х годов на экспорт уходило более половины выпущенных автомобилей (экспортные модификации имели четырёхфарную облицовку радиатора (как правило, но не всегда), более мощный двигатель, хромовые оклады рамок дверей и уплотнителей стекол), причем экспорт шёл и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Широко применялся ребрендинг. Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брендом Moskvitch Carat [2]. Английский журнал Motor писал: Машина в целом создана как рациональное, выносливое и комфортабельное средство транспорта… Русских «Москвичей-408» расходится столько, сколько их ввозят. Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провёл испытания М-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал, что: «Москвич-Элит» выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание! В Бельгии «Москвичи» собирали из машинокомлектов на заводах фирмы Scaldia-Volga S.A., и продавали под маркой Scaldia 408. Часть снабжалась при этом дизельными двигателями иностранного производства (английский Perkins рабочим объёмом 1,5 л., 34 л.с.). «Москвичи» −408 и (позднее) −412 с 1966 до 1976 года собирались в НРБ, затем там собирались модели −2140 и −2141 «АЛеКо». Оценка модели До появления «Жигулей», «Москвич» был единственным в СССР общедоступным семейным автомобилем. Более компактные машины (мотоколяски или «Запорожец») никогда не имели в СССР такой популярности, которую они завоевали в Западной Европе (где массовая автомобилизация произошла именно за счёт таких автомоиблей — Volkswagen Kaefer («Жук»), Citroen 2CV, Fiat 600 и так далее), и не считались полноценным транспортным средством, а машины более крупные (например, «Волга»), которые составляли большинство на Северо-Американском континенте, продавались населению в ограниченном количестве, поэтому именно автомобили этого класса (современный С-класс) — «Москвичи», позднее ИЖ-и и «Жигули» — стали в СССР, а затем и в России по-настоящему народными. Среди водителей М-408 всегда был известен как прочная и надёжная машина. М-408 выпускался длительное время, до 1976 года, выглядя, несмотря на удачнейший рестайлинг на рубеже десятилетий, к концу этого периода совсем не современно, но следует заметить, что и многие удачные европейские автомобили тех же лет выпускались в течение не меньшего срока; скажем, одноклассный с Москвичом Peugeot 304 выпускался с 1969 по 1980 год, FIAT-124 (прототип Жигулей) выпускался в Италии с 1966 по 1974 год, французская SIMCA 1300/1500 — с 1963 по 1975, и так далее. Можно отметить и ряд недостатков (с позиции тех лет) — относительно малую ширину кузова и салона при немалой высоте; КПП с несинхронизированной первой передачей и приводом через тяги; устаревший для начала 70х годов салон; устаревшая система тормозов и отсутствие усилителя; отсутствие таких встречавшихся на европейских автомобилях этого класса в 1960-е годы опций, как: отделка салона более высокого уровня, полуавтоматическая коробка передач (например, Saxomat); необходимость шприцевания передней подвески (до устранения из её конструкции резьбовых втулок с мая 1969 года). М-408 в игровой и сувенирной индустрии Масштабные модели М-408 немногочисленны. Модель Москвича-408 в масштабе 1:43 ранее выпускала фирма Dinky Toys. Модель модификации 408ИЭ выпускается до настоящего времени российским ПО «Тантал». Эта же фирма выпускает модели универсала М-426 и фургона М-433. В рамках журнальной серии «Автолегенды СССР» от издательства ДеАгостини выпущена модель «Москвича-408» вишнёвого цвета, страдающая существенными отклонениями от оригинала (в первую очередь бросаются в глаза гипертрофированные колёса). Авторетро «Москвич» семейства 408—412 ранних выпусков относится к категории автомобилей-олдтаймеров. Особым успехом у коллекционеров в настоящее время не пользуется, хотя можно ожидать некоторый рост интереса к нему в будущем. Много машин находится в эксплуатации, в основном — не постоянной из-за неприспособленности к современным дорожным условиям, много плохо сохранившихся машин, поскольку как раз во времена производства «408-го» ездить стали больше, в том числе зимой. Экземпляры в отличном состоянии с очень маленькими пробегами, врочем, могут быть достаточно легко найдены и куплены за очень небольшие, для авторетро, деньги, что объясняется почти полным отсутствием интереса к модели, в отличие от, скажем, «Волги» ГАЗ-21 тех же лет. | |
Просмотров: 6188 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |